РУССКИЕ СЕЗОНЫ В ПАРИЖЕ

Конец ХIX – начало ХХ века вошел в историю российской культуры как «серебряный век». Рубеж смены веков оставил настроения стабильности и наступило ожидание чего-то серьезного, какой-то новизны. Эти настроения были распространены в общественном сознании, среди разных слоев общества. Характерными чертами искусства становится опосредованное отражение жизни. Критический реализм века девятнадцатого, с его конкретным отражением действительности, уходил в прошлое. Создаются кружки творческой интеллигенции, объединения деятелей культуры, расширяются рамки видения мира, начинается поиск путей самовыражения личности в различных областях культуры. Соединение видов искусства получило широкое распространение, что способствовало поиску новых форм художественной деятельности представителями разных направлений искусства.

Новая эпоха способствовала появлению новых личностей в искусстве. Таким выдающимся представителем эпохи был Сергей Павлович Дягилев. Он родился 19 марта 1872 г. в местечке Грузино, Новгородского уезда, Новгородской губернии в дворянской семье. В 1896 г. окончил юридический факультет Петербургского университета, одновременно был вольнослушателем Петербургской консерватории. Занимался живописью, театром, изучал истории художественных стилей. Уже в 1897 г. он устроил первую свою выставку в Петербургской Академии, посвященную работам английских и немецких акварелистов. Осенью 1897 г. организовал выставку художников скандинавских стран. В 1898 г. организована выставка русских и финских художников. В 1899 г. международная выставка картин. И наконец, имея устойчивую репутацию знатока искусств и диплом юриста, получил место чиновника по особым поручениям в дирекции Императорских театров.

В 1898 г. был одним из основателей объединения «Мир искусства», 1899 – 1904 гг. совместно с художником А.Бенуа был редактором журнала «Мир искусства». В 1905 г. участвовал в грандиозной выставке русских портретов в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Было выставлено свыше 2000 портретов.

Наступило время, когда Сергей Павлович начал свою деятельность по пропаганде русского искусства за границей. В 1906 – 1907 гг. организовал в Париже, Берлине, Монте-Карло, Венеции выставки русских художников, среди которых были Бенуа, Добужинский, Ларионов, Рерих, Врубель. Выставки русского изобразительного искусства явились откровением для европейских стран, не подозревавших о существовании столь высокой художественной культуры. Просвещение Европы российской культурой поднялось на новый уровень. Этому способствовали личные качества С.П.Дягилева. Он был одарен музыкально, чувствителен к красоте во всех ее проявлениях, прекрасно разбирался в музыке, вокале, живописи, с детских лет проявлял себя большим любителем театра, оперы, балета. Прошло определенное время и он стал искусным и предприимчивым организатором, неутомимым тружеником, умевшим заставлять людей воплощать свои идеи. Главное в нем – это его служение русской культуре. Он сближал творчество разных художников, артистов, музыкантов, и лишь благодаря ему все это приобретало новую ценность. Работа с людьми искусства требовала особых качеств. Он мог использовать их, беря все, что ему было нужно, но при этом умел заставлять расцветать таланты. К сожалению, мог с безжалостностью эксплуатировать людей, и расставаться с ними.

Дягилев С.П. был прирожденным организатором, руководителем с наклонностями диктатора и знал себе цену. Не терпел никого, кто мог бы соперничать с ним, и ничего, что могло бы встать ему на дороге. Обладая сложной и противоречивой натурой, он умел лавировать среди интриг, зависти, клеветы и сплетен, которыми изобиловала артистическая среда тех лет. Дягилев имел поддержку императора Николая II, великого князя Владимира Александровича, предпринимателя Елисеева, барона Д.Г.Гинцбурга, княгини М.К.Тенишевой, представителей мира аристократии и коммерции.

Устраивая выставки русских художников за границей С.П.Дягилев пошел дальше. Поддерживаемый кругами русской художественной интеллигенции с 1907 г. начал организовывать ежегодные выступления русских артистов оперы и балета за границей, которые получили название «Русские сезоны». Они начались в Париже с пяти симфонических концертов («Исторические русские концерты»), которые познакомили западную Европу с музыкальными сокровищами России, представляя русскую музыку. В выступлениях участвовали С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, Ф.И.Шаляпин, Н.А.Римский-Корсаков.

В следующем, 1908 году, продолжилось победное шествие русского музыкально-театрального искусства. 8 мая прошли премьеры русских опер, которые имели полный успех.

В 1909 г. Дягилев подошел к следующей важной ступени пропаганды российского искусства за границей. Начались показы балетов на зарубежной сцене. Эти балеты соответствовали идеям и мотивам культуры «серебряного века», использовались новые хореографические приемы, раскрепощающие танец. Великолепны были декорации и костюмы. Дягилев С.П. продолжал свою многотрудную деятельность на благо российского искусства.

Сезон 1910 г. проходил уже без участия оперы. Внимание сосредоточилось на показе российского балета.

В 1911 г. было принято решение о создании постоянной балетной труппы, которая окончательно сформировалась к 1913 г. и получила название Русский балет Дягилева и просуществовала до 1929 года.

В сезон 1911 г. проходили спектакли в Париже, Риме, Лондоне, Монте-Карло. С началом Первой мировой войны выступления прерываются, но затем в 1915-1916 г. удалось выступить в Испании, Швейцарии и США. В это время художественная политика Дягилева стала другой, пропаганда русского искусства незаметно перешла в коммерческое предприятие, стала своего рода бизнесом, во главу которого были поставлены интересы и желания публики.

Умер Сергей Павлович Дягилев 19 августа 1929 г. в Венеции и там же похоронен. После его кончины труппа распалась. Но судьба труппы не была печальна. В 1932 г. на ее базе был организован полковником де Базилем (Василий Григорьевич Воскресенский) новый балет, которым он руководил до 1948 г. Русские балеты стали неотъемлемой частью культурной жизни Европы первой четверти ХХ века, оказали значительное влияние на все сферы искусства. Никогда раньше русское искусство не оказывало такого масштабного и глубокого влияния на европейскую культуру. Произведения русских композиторов, талант и мастерство исполнителей, костюмы и декорации созданные русскими художниками, все это вызывало восхищение зарубежной публики, музыкальной и художественной общественности.

Конечно, громадное значение имело именно первые выступления артистов балета на парижской сцене, в первый приезд. Он был важен, так как формировалось представление зарубежной публики о российском балете. Для первых гастролей такого масштаба Дягилев собрал известных артистов балета. В те времена профессионально подготовкой артистов балета занимались в Москве, в Московском театральном училище, созданном на базе танцевального класса еще в 1806 г. и в Санкт-Петербурге, в балетном отделении Театрального училища, основанного в 1738 г. Артисты, на которых остановил свой выбор Дягилев, имели соответствующее образование и опыт работы на сцене в балетных спектаклях. Многие из них были уже очень известными танцовщиками и балеринами.

Для показа балетов Дягилев арендовал парижский муниципальный театр «Шатле», здание этого театра было простроено в 1782 г. В 1847 – 1848 гг. в нем размещалась национальная опера, затем цирк. Дягилевым здание театра было перестроено и расширена сценическая площадка, теперь театр вмещал 2600 зрителей. Русский балет Дягилева показывал в нем спектакли и концерты в течение десяти лет.

Итак, 19 мая 1909 года премьера в парижском театре «Шатле», были показаны следующие произведения: «Павильн Армиды» (балет в одном действии), либретто А.Бенуа, балетмейстер М.Фокин, музыка Н.Черепнина. Первое представление состоялось в Петербурге, в Мариинском театре 25 ноября 1907 года.
«Половецкие пляски» (сцены и пляски из оперы Бородина «Князь Игорь»)
«Пир» (дивертисмент, танцевальная сюита) состоящая из:
- Лезгинки, «Жар-птица» – Танец Голубой птицы из «Спящей красавицы», Чардаш, Гопак, Мазурка, Трепак, Гран па из «Раймонды»
- Финал – хореографическая композиция на музыку первых двух частей Второй симфонии Чайковского.

Во второй программе 2 июня 1909 года были показаны:
«Руслан и Людмила» (первый акт из оперы Глинки «Руслан и Людмила»)
«Шопениана» («Сильфиды»)
«Клеопатра» («Египетские ночи»)

Спектакли оформляли художники А.Бенуа, Л.Бакст, А.Головин, Н.Рерих.

Судьбы артистов, участвовавших в первом выступлении в Париже сложились по-разному. Кто-то связал свою творческую судьбу с Русским балетом Дягилева и уехал за границу, многие остались в Советской России и продолжали танцевать на сцене Большого театра и Кировского театра, затем стали педагогами, некоторые получили соответствующие звания. Часть покинувших страну стали выступать на сцене зарубежных театров. И все же все они принесли главное – показали в зарубежных гастролях величайшие достижения русского классического балета, и в целом ценность и значение российского искусства.

И конечно, необходимо вспомнить эти прославленные имена. Известны участники выступлений, но к сожалению, не все их биографии восстановлены.

В первом русском сезоне в Париже в 1909 году участвовали:
АЛЕКСАНДРОВ М.С.
АЛЕКСАНДРОВА А.Н.
БАЛДИНА Александра Васильевна (род. 1885), окончила Петербургское театральное училище в 1903 г., работала в Мариинском театре, в 1905 – 1910 гг. в Большом театре. С 1910 г. в Лондоне, затем в США.
БАРАШ Л.П.
БЕРЕСТОВСКИЙ М.А.
БОЛЬМ Адольф Рудольфович (1884-1951), окончил Петербургское театральное училище в 1903 г. артист балета Мариинского театра, в 1916 г. уехал за границу, проживал в США, ставил балеты, преподавал в Голливуде.
БУЛГАКОВ Алексей Дмитриевич (1872-1954), в 1889 г. окончил Петербургское театральное училище, до 1909 г. работал в Мариинском театре, в 1909 – 1913 гг. выступал в “русских сезонах”, 1913-1917 гг. – главный режиссер балета Большого театра, заслуженный деятель искусств РСФСР с 1949 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
ВАСИЛЬЕВА А.Г.
ВАСИЛЬЕВА Маргарита Васильевна (1889 – 1971), окончила Московское театральное училище в 1906 г., до 1941 г. солистка Большого театра, в 1930 – 1957 гг. – балетмейстер-репетитор Большого театра, с 1946 г. преподавала в ГИТИСе, с 1962 г. профессор.
ВЛАСОВА О.Н.
ВОРОНКОВ К.И.
ГОЛУБЕВА А.К.
ГОНЧАОВА О.И.
ГРЕКОВА Е.А.
ГРИГОРЬЕВ Сергей Леонидович (1883 - 1968), окончил Петербургское театральное училище в 1900 г., до 1912 г. артист балета Мариинского театра, в 1909 – 1929 гг. – работал в труппе Русского балета Дягилева, уехал из России в 1922 г. в 1932 – 1952 гг. – в балетных коллективах за границей. С 1956 г. режиссер лондонского балета. Похоронен в Монте-Карло.
ДМИТРИЕВ Н.А.
ДОБРОЛЮБОВА Мария Сергеевна (род. 1890), в 1908 г. окончила училище, солистка Мариинского театра, с 1932 г. – преподаватель Ленинградского хореографического училища.
КАРАЛЛИ Вера Алексеевна (1889 – 1972), окончила Московское театральное училище в 1906 г., до 1918 г. выступала в Большом театре. В 1918 г. уехала за границу, 1919 – 1920 гг. в Русском балете Дягилева, затем в Прибалтике, в различных труппах, перед войной работала в Бухаресте, руководила румынским балетом, с 1938 г. преподавала в Париже и Вене. С 1914 г. снималась в кино, снялась в 30 фильмах. Умерла в Австрии, в Бадене.
КАРСАВИНА Тамара Платоновна (1885 – 1978), в 1902 г. окончила Петербургское театральное училище, до 1918 г. в Мариинском театре, с 1918 г. – в Лондоне, до 1929 г. в Русском балете Дягилева, в 1931 г. оставила сцену, ставила балеты. В 1930 – 1955 гг. вице-президент Королевской академии танца Великобритании. Похоронена в Лондоне.
КИСЕЛЕВ В.В.
КОЗЛОВ Алексей Михайлович (1887), окончил Московское театральное училище в 1905 г. с 1910 г. проживал в США, ставил балеты.
КОЗЛОВ Федор Михайлович (1882-1956), в 1900 г. закончил Московское театральное училище, в 1901 – 1904 гг. в Мариинском театре, в 1904 – 1910 гг. в Большом театре, с 1910 г. работал в США, оказал влияние на развитие американского балета.
КОБЕЛЕВ К.Р.
КОНСТАНТИНОВА А.П.
КРЕМНЕВ Николай Владимирович (1886 – 1944), окончил Петербургское театральное училище, артист Мариинского театра. Работал в Русском балете Дягилева, с 1935 . в США, затем во Франции. Умер в Париже в результате несчастного случая.
КУЗЬМИН
КШЕСИНСКИЙ Иосиф Феликсович (1868 – 1942), в 1886 г. окончил Петербургское театральное училище, работал в Мариинском театре до 1905 г. и в 1914 – 1928 гг., ставил танцы, заслуженный артист РСФСР с 1927 г., умер в блокадном Ленинграде.
ЛАЩИЛИН Лев Александрович (1888 – 1955), в 1906 г. закончил Московское театральное училище, до 1949 г. работал в Большом театре, заслуженный артист Республики с 1933 г.
ЛЕОНОВА А.Н.
ЛЕОНОВА Л.
ЛЕОНТЬЕВ Леонид Сергеевич (1885-1942), в 1903 г. окончил Петербургское театральное училище, работал в Мариинском театре до 1942 г., в 1923 – 1925 гг. – управляющий балетной труппой Петроградского театра оперы и балета, преподавал в театральном училище в 1911 – 1916 гг. и в 1918 – 1941 гг., заслуженный артист РСФС с 1932 г.
ЛЕОНТЬЕВА Мария Михайловна (род. 1889), окончила училище в 1907 г., работала в труппе Мариинского театра, с 1922 г. – педагог Большого театра, с 1945 г. проживала в Ленинграде
ЛУКАШЕВИЧ В.А.
МОНАХОВ Александр Михайлович (1884 – 1945), в 1902 г. окончил Петербургское театральное училище, с 1902 – 1931 гг. артист Мариинского театра, 1931 – 1945 гг. артист и белетмейстер-репетитор Большого театра, с 1936 г. заслуженный деятель искусств РСФСР. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
МОРДКИН Михаил Михайлович (1880 – 1944), в 1900 г. окончил Московское художественное училище, до 1910 г., с 1912 – 1918 гг. в Большом театре, с 1924 г. в США, в 1927 г. создал балетную труппу, в 1937 г. новую труппу. Похоронен в Милбруке, штат Нью-Джерси.
МУРОМСКАЯ
НЕСТЕРОВСКАЯ Л.Р.
НИЖИНСКИЙ Вацлав Фомич (1890 – 1950), в 1907 г. окончил Петербургское театральное училище, до 1911 г. в Мариинском театре, ставил балеты, в 1914 г. организовал собственную труппу, выдающийся танцовщик, с 1916 г. в труппе Дягилева. С 1917 г. оставил сцену, проживал за границей. С 1919 г. лечился от болезни. Умер в Лондоне, похоронен в Париже, на Монмартре.
НИЖИНСКАЯ Бронислава Фоминична (1891 – 1972), в 1908 г. окончила Петербургское театральное училище, до 1911 г. в Мариинском театре, в 1915 – 1921 гг. преподавала в Киеве, с 1921 г. уехала за границу, в 1921 – 1924 гг. в Русском балете Дягилева, в Аргентине, в Париже, с 1938 г. в США, с 1952 г. руководитель школы балета в Нью-Йорке, до 1966 г. ставила балеты. Умерла в Лос-Анджелесе.
НИКИТИН В.Л.
НИКОЛАИДИС О.К.
НОВИКОВ Лаврентий Лаврентьевич (1888 – 1956), в 1906 г. окончил Московское театральное училище, до 1918 г. в Большом театре, в 1919 – 1921 в Русском балете Дягилева, в 1921 – 1928 гг. в труппе Анны Павловой, в 1929 – 1933 в США, 1941 – 1945 – балетмейстер, затем на преподавательской работе.
ОЛЬХИНА Екатерина Сергеевна (род. 1889), в 1908 г. окончила училище, работала в Мариинском театре, затем до 1925 г. на преподавательской работе.
ОРЛОВ Александр Александрович (1889 – 1974), в 1908 г. окончил Петербургское театральное училище, до 1924 г. в Мариинском театре, в 1929 – 1934 гг. в Ленинградском театре музыкальной комедии, в 1934 – 1941 гг. в Ленинградском Малом театре, в 1941 – 1959 гг. в Ленинградском театре музыкальной комедии, заслуженный артист РСФСР с 1936 г.
ОСТРОГРАДСКИЙ Ф.Д.
ПАВЛОВА Анна Павловна (1881 – 1931), окончила Петербургское театральное училище в 1899 г., до 1910 г. в Мариинском театре, выдающаяся балерина, в 1910 г. создала собственную труппу, с которой успешно выступала за рубежом, снималась в художественных фильмах. Умерла в Гааге.
ПАНОВ А.В.
ПЕТРОВ Павел Николаевич (1882 – 1938), окончил Петербургское театральное училище в 1900 г., до 1922 г. в Мариинском театре, эмигрировал в 1924 г., работал в Литве, затем во Франции, умер в Париже.
ПОЖИЦКАЯ Б.А.
ПРЕСНЯКОВ Валентин Иванович (1877 - 1966), в 1895 г. окончил Петербургское театральное училище, до 1909 г. в Мариинском театре, в 1904 – 1919 гг. преподавал пластику и сценическое движение в Петербургской консерватории, с 1914 г. профессор, на преподавательской работе в Ереванском театре, Одесском музыкально-драматическом институте и Воронежском музыкальном училище.
РОЗАЙ Георгий Альфредович (1887 – 1917), окончил Петербургское театральное училище в 1907-1915 гг. в труппе Мариинского театра, в 1917 г. умер от туберкулеза.
РУБИНШТЕЙН Ида Львовна (1883 – 1960), окончила театральное училище при Малом театре, с 1910 г. жила в Париже, играла в спектаклях, в 1928 г. создала свою балетную труппу, которой руководила до 1935 г., после войны приняла монашество. Похоронена во Франции, в Вансе.
САЗОНОВА Евгения Николаевна (1881 – 1930), актриса балета Мариинского театра, проживала в Финляндии. Похоронена в Куоккала.
СЕМЕНОВ Николай Прокофьевич (ум. в 1932 г.), с 1899 по 1910 гг. артист балета Большого театра, после 1-й мировой войны – в США, разорился, покончил жизнь самоубийством, прыгнув в Ниагарский водопад.
СМИРНОВА Елена Александровна (1888 – 1934), окончила Петербургское театральное училище в 1906 г., до 1920 г. балерина Мариинского театра. С 1920 г. жил за границей, 1922- 1926 гг. руководила вместе с мужем труппой Русского романтического театра в Берлине. С 1928 г. работала педагогом в Аргентине, руководила балетной школой. Похоронена в Буэнос-Айресе.
СОБОЛЕВА Е.Р.
СПРЫШИНСКАЯ Ц.В.
ТИТОВ А.И.
ФЕДОРОВА А.А.
ФЕДОРОВА Ольга Васильевна (1882 – 1942), в 1900 г. окончила Московское театральное училище, до 1909 г. в Большом театре, с 1909 по 1928 гг. в Мариинском театре, с 1924 г. заслуженная артистка Республики.
ФЕДОРОВА Софья Васильевна (1879 – 1963), в 1899 г. окончила Московское театральное училище и до 1919 г. в Большом театрее. В 1909 – 1913 гг. участвовала в спектаклях «русских сезонов» в Париже, в 1922 г. уехала в Париж, вела преподавательскую работу, выступала в концертах, в 1925 – 1926 гг. в труппе Анны Павловой. В 1928 г. оставила сцену.
ФЕДОРОВ М.В.
ФОКИН Михаил Михайлович (1880 – 1942), в 1898 г. окончил Петербургское театральное училище, до 1918 г. в Мариинском театре, в 1905 г. работал и как балетмейстер, с 1910 г. балетмейстер Мариинского театра, в 1909 – 1912 и в 1914 гг. художественный руководитель, балетмейстер и танцовщик «Русских сезонов» и Русского балета Дягилева. В 1901 – 1911 гг. преподавал в Петербургском театральном училище.
ФОКИНА Вера Петровна (1886 – 1958), в 1904 г. окончила Петербургское театральное училище, до 1918 г. в Мариинском театре. В 1918 г. уехала на гастроли в Швецию, с 1921 г. проживала в США, вела преподавательскую работу.
ФРЕДЕРИКС
ХРИСТАПСОН А.А.
ЧЕРНОБАЕВА Н.С.
ЧЕРНЯТИНА А.С.
ЧЕРНЫШЕВА Любовь Павловна (1890-1976), окончила Петербургское театральное училище в 1908 г., поступила в Мариинский театр, 1911 – 1914 гг. солистка труппы Русский балет Дягилева, в 1912 г. уехала за границу. В 1932 – 1952 гг. работала в зарубежных балетных труппах, с 1938 г. вела преподавательскую работу.
ШЕЛЕПИНА А.И.
ШОЛАР Людмила Францевна (1888-1978), в 1906 г. окончила Петербургское театральное училище, артистка балета Мариинского театра до 1921 г., в 1914 – 1916 гг. – сестра милосердия на фронте, дважды ранена, награждена медалями. С 1921 г. жила за границей, 1921 – 1925 гг. солистка труппы Русский балет Дягилева, в 1925 – 1935 гг. в Аргентине, в труппах Иды Рубинштейн и Б.Ф.Нижинской. С 1935 г. в США, с 1936 по 1965 гг. преподавала и одновременно руководила балетными школами.

Hosted by uCoz