Столыпин П.А. и аграрная реформа


Петр Аркадьевич Столыпин считается в настоящее время одним из выдающихся деятелей Российской империи, указывалось, что если бы проводимые им реформы были выполнены, то они принесли процветание России, укрепили российскую государственность и нападки на его проекты, его преждевременная смерть помешали движению Россиийской империи вперед.

Рассмотрим биографию П.А.Столыпина и его деятельность на посту главы правительства Российской империи.

Петр Аркадьевич Столыпин родился 5 апреля 1862 г. в Дрездене. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду. Отец его – Аркадий Дмитриевич Столыпин был участником Крымской войны, дружил с Л.Н.Толстым. Детство Петра прошло в имении Колноберже, недалеко от Ковно (современный Каунас, Литва). Закончил гимназию в Вильно (современный Вильнюс, Литва). Поступив в 1881 г. Петербургский университет на физико-математический факультет, он блестяще его окончил в 1885 г. и поступил на службу в Министерство государственных имуществ, служил на должности помощника столоначальника, имея чин коллежского секретаря. В 1889 г. перешел в Министерство внутренних дел, переезжает в Ковенскую губернию и становится уездным предводителем дворянства. В 1899 г. становится ковенским губернским предводителем дворянства, а в 1902 г. назначается гродненским губернатором при помощи министра внутренних дел В.К.Плеве.

В 1903 г. Столыпин назначается Саратовским губернатором, где он пережил революцию 1905 г. В 1906 г. становится министром внутренних дел, а с 8 июля 1906 г. назначен председателем Совета Министров, оставаясь и министром внутренних дел. На этом посту он предпринял проведение ряда реформ, которые должны были решить ряд застарелых проблем государства.

Жизнь П.А.Столыпина оборвалась трагически. 1 сентября 1911 г. во время пребывания царской семьи в Киеве, в здании оперного театра Столыпин был смертельно ранен Д.Багровым и 5 сентября скончался. Похоронен был в Киево-Печерской лавре.

Женат П.А.Столыпин был на Ольге Борисовне Нейгардт – правнучке А.В.Суворова, у них было пять дочерей и один сын. Он был одним из крупнейших землевладельцев России, ему принадлежали имения в пяти губерниях империи.

За время своего руководства правительством Столыпин П.А. подготовил ряд законопроектов и предложил провести ряд мероприятий, которые вызвали неоднозначную реакцию современников:
- выделение Холмского края, населенного не польским населением, из состава Польши, взамен включения в состав Польши Белостокского и Бельского уездов Гродненской губернии, населенного поляками;
- введение земств в шести западных губерниях, земства должны были стать национально-русскими;
- превалирование общероссийских законов над законами Финляндии;
- проект децентрализации – значительная часть империи должна была быть разделена на одиннадцать областей, эта реформа должна быть осуществлена в областях, представляющих однородное целое, в этническом, или экономическом и бытовом отношениях;
- реорганизация администрации, увеличение количества чиновников на окраинах и одновременно привлечение к управлению представителей местных народов;
- вместо уездных предводителей дворянства поставить во главе уездов уездных начальников из местной среды, назначаемых министром внутренних дел;
- бессословная система местного управления, выборы в земство должны были проводится по сниженному имущественному цензу;
- объединение разрозненного управления в губерниях под руководством губернатора;
- проект реорганизации полиции, увеличение ее количества;
- страхование рабочих по инвалидности, старости, болезни и от несчастных случаев, об оказании медицинской помощи рабочим за счет предприятий, ограничении длительности рабочего дня для малолетних и подростков;
- введение всеобщего бесплатного начального образования в России; -увеличение зарплаты учителям, служащим почт, железных дорог, священникам, чиновникам госаппарата;
- увеличение прямых и косвенных налогов и налога с оборота;
- использование иностранных займов только на исследование недр земли, на строительство железных и шоссейных дорог;
- создание семи новых министерств;
- аграрная реформа, решение земельного вопроса и собственности на землю.

В воспоминаниях его сына, Аркадия Столыпина, изданных в эмиграции, указывается, что проекты государственных преобразований были составлены лично Сергеем Ефимовичем Крыжановским (1862–1935), товарищем (заместителем) министра внутренних дел, ближайшим соратником Столыпина в его реформах, ярым противником крестьянской общины.

Большинство этих планов не были претворены в жизнь, часть их была решена в более скромном виде. Реформаторские начинания Столыпина П.А. встречались бурным протестом как справа, так и слева, он подвергался нападкам. Нерешительность императора Николая II и нежелание администрации проводить в жизнь эти реформы, торможение прохождения соответствующих законов в Государственной думе свели на нет творческую активность Столыпина П.А.

Отдельным этапом реформаторской деятельности Столыпина П.А. была аграрная реформа.

Основная и главная часть земель в Российской империи перед реформой 1861 г. была собственностью помещиков и государства. За крестьянами признавалось право владеть и пользоваться землей преимущественно в форме общинного землевладения. Общинное землевладение – форма земельной собственности, принадлежность определенного земельного участка крестьянской общине. Возникло в эпоху распада родовых отношений и сложилось при феодализме. Таким образом, общинное землевладение насчитывавшее несколько веков, фактически было образом жизни русского крестьянина.

К реформе 1861 г. крестьянство было государственным, удельным, помещичьим и незначительная часть, имевшая землю в собственности.

Удельные крестьяне – категория крестьян, образованная в 1797 г. из так называемых дворцовых крестьян, они принадлежали царской семье, платили оброк и несли государственные повинности. Удельные земли принадлежали императорской семье и находились в пользовании удельных крестьян.

Государственные крестьяне – проживали на казенных землях, несли повинности в пользу государства, были лично свободными. Они составляли 45% всего крестьянского сословия.

Помещичьи крестьяне – крестьяне, принадлежащие помещикам, перед реформой 1861 г. их насчитывалось 23 миллиона человек.

Лица, находившиеся на государственной службе (у князя, затем царя и императора) получали за службу в пользование землю (поместье). Изначально поместье не подлежало продаже, обмену и наследованию. Вотчина – древнейший вид феодальной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству (как княжеская и боярская). Законом о единонаследии в 1714 г. вотчинная и поместная форма были уравнены и получили название «недвижимое имущество».

В результате реформы 1861 г. помещики сохранили право собственности на принадлежащие им земли, при этом наделяли крестьян усадьбой, полевыми землями и другими угодьями. Крестьяне обязаны были выполнять установленные повинности. Они оставались на положении временнообязанных, лично став свободными. Земля отводилась общине. Крестьяне могли выкупать у помещиков земли по добровольному соглашению, после выкупа они превращались из временнообязанных в собственников. В разряд собственников полностью они были переведены в 1881 г.

Удельным крестьянам земля была предоставлена в собственность с обязательным выкупом.

Государственным крестьянам земля была предоставлена в бессрочное пользование за оброчную подать, превращенную позднее в выкупные платежи.

В Польше в 1864 г. земля была признана собственностью крестьян, все повинности в отношении землевладельцев были отменены.

В Белоруссии и в большей части Украины был введен обязательный выкуп земли по пониженным расценкам.

В Прибалтике крепостное право было отменено в первой четверти XIX века, земля была признана собственностью помещиков, крестьянам предоставлялась краткосрочная аренда земли за различные повинности землевладельцу. Затем крестьянам было предоставлено право покупки земли. В Прибалтике общинное землевладение не получило развитие.

В Молдавии крестьянам, жившим на помещичьих землях, барщина была заменена денежным оброком и они получили право выкупать свой надел.

В Закавказье установлен размер крестьянского надела – 5 десятин, за пользование этой землей крестьянин вносил оброк в размере десятой части урожая, с согласия помещика разрешался выкуп. Барщина заменялась денежной повинностью.

В Казахстане все земли признавались государственной собственностью.

Во вновь присоединенных территориях Средней Азии земля осталась за оседлым населением и был установлен поземельный налог, равнявшийся 10% валового дохода от земли.

Кроме того, земли в Российской империи принадлежали монастырям, купцам, мещанам, казакам, заводам, городам.

Крестьянство жило общиной и после реформы 1861 г., когда глава правительства Столыпин П.А. решил, что необходимо изменить многовековой уклад жизни народа.

Итак, земля в русских селах и деревнях, отведенная в пользование крестьянину, находилась в распоряжении мира, сельского схода, а не отдельного лица. На миру решались вопросы об уравнительном переделе земли, на миру происходило избрание сельских властей, деревенских старост, здесь совершался сбор средств на общие расходы, решались мелкие гражданские и уголовные дела, споры между общинниками, осуществлялась организация взаимопомощи. Община пользовалась известной самостоятельностью в выполнении государственных повинностей – подушных податей, рекрутчины. Существование демократического крестьянского самоуправления даже при крепостном праве обеспечивало мужикам известного рода независимость от произвола помещиков, особенно в оброчных, нечерноземных имениях. Здесь помещики, обычно проживавшие в городах, иногда просто не знали своих крестьян, и не могли соразмерить величину оброка с имущественной состоятельностью каждого отдельного крестьянина. В таких случаях крестьянам предоставлялось самостоятельно раскладывать оброчную сумму, назначавшуюся на все общество сразу. Существование круговой поруки и самостоятельная раскладка оброчной суммы вели к соразмерности оброка с платежеспособностью крестьян.

Подушная подать и оброк налагались на деревенский мир в результате периодических государственных ревизий всего трудоспособного мужского населения. При этом имевшаяся в распоряжении сельского мира земля делилась на число ревизских душ для определения размера надела на каждую душу и суммы повинности с него. Душевой надел и подать не изменялись в своих размерах и стоимости вплоть до очередной ревизии. Деревенская община периодически проводила передел земли на мирском сходе.

Переделы бывали общие и частные. При общем переделе происходила новая нарезка полос и разверстка их между всеми членами общины. В ходе частных переделов в разверстку поступала лишь часть общинной земли, делившаяся между небольшим числом домохозяев. Коренные переделы в общине происходили редко, как правило, в годы ревизии, частные ежегодно, так как они вызывались изменением семейного состава и, соответственно, платежной силы отдельных дворов. В одних дворах число тягловых работников прибывало в связи с переходом в совершеннолетие старших детей, в других – наоборот.

Крестьяне, стараясь выровнять надел в строгом соответствии с наличными силами и возможностями крестьянского двора, иногда брали в расчет не только взрослое мужское население, но и детей. Мальчики в возрасте 10 лет имели право пользоваться одной четвертой частью «ревизской души», 12-летние получали половину душевого надела, 14-летние – три четвертых. Общинник в возрасте от 20 до 55 лет мог получить надел до двух душ, но с 55 лет его права уже понижались до одной второй душевого надела, а с 60 лет крестьянин освобождался от земли и всех связанных с нею платежей.

Иногда община прибегала к разверстке земли по едокам – в этом случае земля делилась с учетом всего мужского и женского состава крестьянского двора.

Писаных законов по поводу разверсток крестьянский мир не знал, земля делилась по нормам обычного права, державшегося на вековых традициях, передававшихся мирскому сходу из поколения в поколение. В нечерноземных губерниях, где доходность крестьянского двора, его платежеспособность зависела не только от урожая, но и от ремесел, от заработка на отхожих промыслах, деревенский мир часто прибегал к смешанной разверстке, при которой учитывалось количество скота, доходы от промыслов, заработки на стороне.

Поскольку душевая подать и оброк взимались с мира в целом, а не с каждого отдельного двора, все в общине были связаны общностью. За несостоятельного домохозяина все расходы возмещал мир в числе платежеспособных его членов. Поэтому мир в целом и каждый общинник в отдельности были заинтересованы в благосостоянии и исправности каждого крестьянского двора, каждого члена общины. Лучший и состоятельный мужик был в ответе за отстающего соседа и, по мере возможности, не оставлял его в беде, стремился ему помочь. Весь мир был заинтересован, чтобы каждый общинник хорошо удобрял свою землю, следил за ее плодородием. Нерадивых работников сход мог наказать, оставляя истощенные, плохо удобренные наделы за их семьями до следующего передела. Механизм передела был сложным. Главное правило заключалось в том, чтобы разверстка земли удовлетворяла всех членов общины. На мирском сходе избирались специалисты-мерщики. Перед выходом в поля они принимали присягу на честность. В каждом поле они сначала разбирали землю по хорошим, средним и плохим участкам. Затем каждый участок делился на полосы и с помощью жеребьевки распределялся между общинниками или их группами.

Переделы осуществлялись под наблюдением деревенских старост, которые следили за правильностью и справедливостью передела, чтобы участки были одинакового достоинства, чтобы худшее качество земли уравновешивалось ее количеством.

Переделу в общине подвергались не все земли. Во временное единоличное владение переходили, как правило, лишь полосы пахотной земли. В общем пользовании оставались лесные угодья, реки и озера с их рыбными богатствами, пастбища и сенокосные луга. Последние в некоторых общинах и убирались всем миром, а затем собранное сено распределялось в соответствии с размерами душевых наделов каждой семьи, но иногда луга делились перед началом покоса.

Община нередко оставляла за собой и не пускала в передел определенную часть пахотной земли. Эти запасные участки крестьяне обрабатывали сообща, а полученный урожай делили по дворам или продавали, используя доход для уплаты податей, для приобретения новых земель в мирское владение. Нередко обрабатываемый сообща кусок земли и собираемый на нем хлеб раздавался на пропитание немощным старикам, сиротам, вдовам и солдаткам. Доходы с этого участка могли сохраняться на трудные времена, например на случай покрытия ущерба от пожара.

Общинное владение землей накладывало особый отпечаток на психологию русского крестьянина, приглушая инстинкты собственника. Земля в понимании русского мужика не являлась собственностью частных лиц. Она была общей. Надел крестьянину давал мир, который и являлся подлинным собственником, крестьянин в качестве временного единоличного владельца оказывался собственником условным. У крестьянина отсутствовало понятие о священной и неприкосновенной частной собственности. Лесные угодья могли сохраняться лучше, если принадлежали общине. В таком случае самовольные порубки прекращались, за защиту леса выступал вся община.

Мирской сход являлся главным органом крестьянского самоуправления, он состоял из работоспособных мужчин, жителей деревни. Иногда принимали участие женщины-домохозяйки. Председатель не избирался. Каждый крестьянин по желанию вступал в разговор или перепалку, отстаивая свою точку зрения. Вместо голосования действовал принцип общего согласия. Недовольные переубеждались или отступали, и в ходе обсуждения вызревал провозглашаемый старшим из общинников мирской «приговор». Большую роль на сходках играли старики, снискавшие авторитет житейской мудростью и нравственной безупречностью. К ним прислушивались, их советы имели ценность.

Государство, в основном, было заинтересовано в круговой поруке общины, хотя бы в фискальных целях. Процесс расслоения общины на богатую верхушку и небогатое большинство все же происходил.

Помещикам было не очень выгодно чрезмерное обогащение одних членов общины и обнищание большинства общинников. Мир и спокойствие дорогого стоили.

Однако, реформа 1861 г. показала, что государство желает, чтобы община медленно разрушалась. Досрочный выкуп земли крестьянином позволял ему как собственнику продавать и закладывать землю и выделяться из общины. Усадьба объявлялась собственностью семьи. Крестьянский банк давал кредит крестьянам, выделившимся из общины, кредит в 500 рублей, а крестьянам-общинникам – 150 рублей. Можно также сказать, что внутри общины уже выделились пролетарские и буржуазные хозяйства. Беднейшие хозяйства якобы не могли продать землю, что бы уйти в город или переселиться на окраины, а богатые не могли расширить свои земли, так как община ограничивала и тех и других. Однако, как уже говорилось, община была подвижным механизмом, кто хотел уйти, тому предоставлялась такая возможность, число паспортов, выданных лицам, выбывшим из деревни в города, с 1861 по 1900 г. выросло в 4 раза. Так же не прекращалось переселенческое движение, с 1837 г. по 1895 г. переселилось на Урал и в Сибирь около 400 тыс. государственных крестьян. Если в 1877 г. крестьяне владели на правах собственности 5,8 млн. десятин земли, то к 1900 г. им принадлежало уже 13,2 млн. десятин (1 десятина – 1,09 га)

Однако, во времена Александра III появились законы, защищающие крестьянскую общину: запрещены семейные разделы, ограничен досрочный выкуп и только с разрешения общины, продавать землю разрешалось только односельчанам, залог земли запрещался, установлен обязательный передел земли через каждые 12 лет.

В целом на 1900 г. доля общинного землевладения в отдельных районах Европейской России составляла от 98% на Крайнем Севере до 13,9% на Правобережной Украине.

По состоянию на 1905 г. распределение частновладельческой земли по сословиям было следующим:
- дворяне – 61,9%;
- крестьяне – 15,4%;
- купцы и почетные граждане – 15,0%;
- мещане – 4,4%;
- духовенство – 0,4%;
- иностранцы – 0,4%;
- прочие – 2,5%

9 ноября 1906 года был издан закон «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования». Из него следовало:
- каждый домохозяин, владеющий общинной землей, имеет право закрепить в собственность причитающуюся ему часть;
- в тех общинах, где не было переделов земли в течение 24 лет, за каждым домохозяином закреплялись в личную собственность сверх усадебного участка все участки общинной земли, состоявшие в его постоянном пользовании;
- в тех общинах, где за последние 24 года проводились переделы, в собственность закреплялись кроме усадьбы все участки, предоставленные общиной крестьянину в постоянное пользование;
- крестьянин, закрепивший землю в личную собственность, сохранял за собой право пользования сенокосами, лесными и другими угодьями, а также выгонами, пастбищами;
- по требованию крестьянина, закрепившего землю в собственность, общество должно было в течение месяца со дня подачи заявления указать ему земельные участки (в случае если общество не выносило такого решения, это делал земский начальник). Были и другие пункты, но это основные.

Этот закон еще назвали о выделении крестьян из общины на хутора. Он не прошел через II Государственную думу, встретив решительное сопротивление большинства членов комиссии по аграрному вопросу и данный указ был утвержден как Закон только 14 июня 1910 г. III Государственной думой.

В виде своеобразной подстраховки было решено отменить с 1 января 1907 г. выкупные платежи за землю, была запрещена продажа земли не крестьянам, надел стал не коллективной собственностью семьи, а собственностью землевладельца, главы семьи, запрещена скупка более шести душевых наделов в пределах одного уезда, введены разные формы кредита.

Удар был нанесен не только по экономике общинного землепользования, но и по мышлению, идеологии и мироощущению крестьянства. Государство решило создать себе опору в виде деревенской буржуазии – кулаков.

Была ли необходимость в такой кардинальной ломке хозяйственных отношений в деревне. Ведь земли, принадлежащие крестьянской общине, составляли чуть более 15% земель. Была ли возможность провести законодательно изменения в общине, не разрушая ее основ – общинного землепользования. П.А.Столыпин изложил свое видение проблемы в своих выступлениях по аграрной проблеме в Государственной думе. Его основные тезисы сводились к следующему. Из выступления в Государственной думе 10 мая 1907 года:
- путем отчуждения, разделения частновладельческих земель земельный вопрос не разрешается;
- собственность имела всегда своим основанием силу, за которой стояло и нравственное право;
- право способного, право даровитого создало и право собственности на Западе;
- никто не будет применять свой труд к земле, зная, что плоды его трудов могут быть через несколько лет отчуждены;
- национализация земли представляется правительству гибельной для страны;
- за это уже платился несколько раз наш серый крестьянин (о решении земельного вопроса насилием);
- создание государственного земельного фонда для продажи крестьянам. Из выступления на заседании Государственной думы 05 декабря 1908 г.:
- где община как принудительный союз ставит преграду для его (крестьянина) самостоятельности, там необходимо дать ему свободу приложения своего труда;
- нельзя ставить преграды обогащения сильного для того, чтобы слабые разделили с ним его нищету;
- когда мы пишем закон для всей страны, надо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых;
- кабала общины, гнет семейной собственности является для 90 миллионов населения горькой неволей;
- ни закон, ни государство не могут обеспечить его (собственника) от возможной утраты собственности.

На заседании Государственной думы 15 марта 1910 года:
- лишь в сочетании с аграрной реформой политические реформы могли получить жизнь, силу и значение;
- правительство считает совершенно недопустимым установление насилия, гнета над свободной волей крестьянства в обустройстве его судьбы, распоряжения его надельной землей;
- я разделяю теорию, отождествляющую семейный союз с трудовой артелью;
- домохозяин тунеядец, пьяница всегда промотает свое имущество, какую бы власть над ним вы ни предоставили его жене;
- решительно возражаю против предоставления общине преимущественного права приобретения продаваемых домохозяевами надельных участков;
- наше экономическое возрождение мы строим на наличии покупной способности у крепкого достаточного класса.

На заседании Государственного совета 26 марта 1910 года:
- единоличные участки, закрепленные в личную собственность, подчиняются всем правилам, установленным для надельных земель;
- насильственное прикрепление к земле какой-либо рабочей силы недопустимо.

Получается, что основной мыслью реформы был крестьянский труд на земле, принадлежащей на праве частной собственности, и этот труд, волшебным образом, будет намного производительней, чем труд в общине. А, ведь глава правительства знал статистику, в любой общине обязательно есть передовики, отстающие и основная масса, которая работает нормально. Вытаскивая из общины хорошо работающих, он должен был понимать, что таковых окажется не более 10%. Эти вышедшие не создадут процветания России, хотя бы в силу своей малочисленности, и уж тем более, не смогут на равных конкурировать с помещичьими хозяйствами, производящими товарную продукцию. Столыпин также должен был понимать, что хуторское хозяйство никогда не обойдется без наемных работников, которыми будут являться их односельчане.

Что из этого вышло. Тоже, что и было раньше, после реформы 1861 г. - кто хотел продать землю – продал, кто хотел купить – купил, кто хотел податься в Сибирь – поехал.

Всего с 1906 по 1915 гг. из общин выделилось свыше 2 млн. 478 тыс. с 16 млн. 919 тыс. десятин земли, что составляло 26% общинных дворов и 15% площади крестьянского общинного землевладения. Итого за 10 лет выделилось из общины пятая часть крестьян.

На начало 1913 г. по 48 губерниям Европейской России (большинство) насчитывалось 14,1 миллиона крестьянских дворов, из них владело наделом на общинном праве 10,6 миллионов дворов, на подворном – 3,5 миллиона дворов. В отдельных губерниях число крестьянских хозяйств, выделившихся из общинных селений на хутора и отруба было различным: с 27,8% в Витебской до Донской – 10,4%.

Общая численность хуторских и отрубных хозяйств на январь 1917 г. составляла 1.610.000 хозяйств, или около 10,5% всех крестьянских хозяйств. Таков ответ крестьянства на инициативу властей. Во многих районах закрепление земли в собственность не означало разрыва крестьян с общиной, поскольку не все крестьяне выходили на хутора и отруба. Многие оставались в общине, опасаясь, что вне ее, вне общественного пользования пастбищами, водопоями, школой, дорогами им будет еще труднее. Да еще этот климат, зима, снег лежит месяца четыре, согреваться надо самому, семье и скотине, дровишки, процесс выживания, лучше это делать сообща.

Процесс выхода из общины и закрепления земли в собственность коснулся всех групп крестьянства, но в наибольшей степени – деревенской буржуазии и бедняков, одним – чтобы продать, другим – чтобы купить. Выход из общины достиг максимального размаха в 1909 г., затем число выходцев начинает уменьшаться и с началом Первой мировой войны почти прекратился.

Активно скупал земли Крестьянский банк, основанный в 1882 г. и имевший к 1915 г. отделения в 68 губерниях. Он занимался выдачей долгосрочных ссуд крестьянам на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских земель. Банк выдавал ссуды в размере 80-90% стоимости покупаемой земли на срок от 13 лет до 51 года индивидуальным покупателям. Земля продавалась крестьянам, вышедшим на хутора и отруба, по высоким ценам. Таким образом за 1906 – 1916 гг. при помощи этого банка было образовано 280 тысяч хуторов и отрубов. С 1907 по 1915 гг. 1.201.000 крестьян продали свою землю (в среднем на одного продавца приходилось около 3 десятин земли), это была беднота, в основном переселенческая. Особенно много переселенцев было в 1908 году – 759 тысяч человек, затем их количество стало уменьшаться. В среднем с 1910 г. треть переселенцев начала возвращаться обратно. В неурожайный 1911 г. вернулось 64,5% переселенцев. Те переселенцы, которые ехали в Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию селились преимущественно деревнями, вместе, фактически создавая в этих местах новые общины. Хутора на просторах Сибири и возможность выжить там в одиночку казалось невероятным. И крестьяне это понимали. И забыл, наверное, Петр Аркадьевич, что русский крестьянин человек православный, ему в Храм по воскресеньям надо ходить. А от хуторов до ближайших городов или крупных старых сел в Сибири сотня верст, а церковь на каждом хуторе не построить.

Непонятна любовь Столыпина П.А. к хуторам. Можно предположить, что это, в какой-то мере личный опыт реформатора. Детство и большая часть трудовой деятельности Петра Аркадьевича прошла там, где эти самые хутора присутствовали, а общинного землевладения либо не было, либо было очень незначительно: в Прибалтике и Западной Белоруссии. Детские годы его прошли, как помним, под Ковно (Каунас, Литва), в гимназии учился в Вильно (Вильнюс, Литва). Четыре года в университете в Санкт-Петербурге. Затем незначительная должность в Министерстве государственных имуществ. А затем с 1889 по 1903 годы, целых 14 лет его деятельность на серьезных должностях в тех местах, где помещичье и хуторское хозяйство являлось основной формой сельского хозяйства. Это прежде всего Ковенская губерния. Напомним, Столыпин П.А. был здесь с 1889 г. уездным предводителем дворянства, с 1899 года ковенским губернским предводителем дворянства, а в 1902 г. назначается гродненским губернатором, которым пробыл недолго. В Ковенской губернии по состоянию на 1897 г. проживало полтора миллиона человек, из них: литовцы – 66%, евреи – 13,7%, поляки – 9,1%, русские – 4,7%.

После подавления польского восстания 1863 г. многие имения на территории губернии, ранее принадлежащие польским помещикам, были конфискованы в казну. На эти земли было переселено 2100 семей русских крестьян, которые получили наделы по 20 десятин земли, став, таким образом, искусственными кулаками. Естественно, учитывая такие большие наделы, и в разных местах Ковенской губернии, они жили не в общинах.

Затем был недолгий период пребывания в Саратове, где больше приходилось заниматься борьбой с революцией. А затем и этот указ. Не исключено и влияние опыта американского фермерства. Но, все же, будем считать, что Петр Аркадьевич хорошо знал и разбирался в жизнедеятельности общины.

Каковы экономические последствия указа. Товарное зерно производилось в основном в помещичьих хозяйствах, лучше оснащенных техникой и удобрениями (около 70%), хотя количество помещичьих владений снижалось. Помещики, напомним, владели к 1905 г. 61,9% всей частной земли. На крестьянство приходилось 15,4% частновладельческой земли. По 15 десятин земли приходилось на 2,1 миллион наиболее зажиточных групп крестьянства. Кулацкие хозяйства стали фактически придатком помещичьих хозяйств и выдающихся успехов на ниве сельского хозяйства не добились.

Производства хлеба с 1906 по 1914 гг. повысилось по сравнению с 1900 – 1905 гг. на 20%. Всего. Однако, на его производство влияло не появление кулаков, а во многом погодные условия. В тяжелый 1911 г. урожай зерна по сравнению с предыдущим годом снизился на 1 миллиард пудов (1 пуд – 16,38 кг). Самый лучший, урожайный был 1913 год. Было собрано 5,6 миллиард пудов зерна (91.728 млн. тонн). Рекордная для России дореволюционных лет цифра. В СССР в 1977 г. было собрано 195,7 млн. тонн.

Психологические последствия были гораздо хуже. Крестьянство, всегда боровшееся с помещиками, получило врагов еще в лице своих бывших общинников. Но если помещики были людьми другого сословия, дворянами, которых, по традиции, крестьяне считали господами, то своих бывших соседей, сельчан считать за господ не собирались. Поэтому к кулакам относились с еще большей ненавистью, чем к помещикам. Уничтожение общины не получилось, надо отдать должное Петру Аркадьевичу, он и не собирался этого делать, опора царизму в лице кулаков получилась ничтожной, а искусственное расслоение крестьянства имело тяжелые последствия. Тяжелый сельскохозяйственный труд лишился взаимопомощи сельчан, помощь друг другу была фактически выброшена из общины, во главу угла встала битва за себя, за выживание. Не только пьяницы и тунеядцы стали в положение изгоев, это коснулось слабых, больных, сирот, просто тружеников без инициативы. С 1907 по 1914 гг. в стране произошло свыше 20 тысяч крестьянских выступлений против помещиков и сельской буржуазии. Похоже, П.А.Столыпин сделал для революции гораздо больше, чем революционеры. Он превратил крестьян в горючий материал, который потом очень пригодился для революции, гражданской войны и иных потрясений.

Уже после февральской революции 1917 г. запылали вместе с помещичьими усадьбами и кулацкие дома. В гражданской войне на стороне большевиков сражалась большая часть крестьянства, а ее ничтожная часть, в основном кулацкая, служила в белой армии.

Во время коллективизации конца 20-х годов именно уничтожение кулацких хозяйств стало одним из негласных условий спокойного перехода крестьянства в колхозы и совхозы. Общинное хозяйство приобрело новые, отчасти извращенные, хотя и понятные коллективные формы.

Hosted by uCoz