ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ (Россия 1800-1917)

Необходимость высшего образования была обусловлена сдвигами в социально-экономической жизни страны, в особенности потребности промышленного производства, капиталистических отношений в сельском хозяйстве, усложнение административной структуры страны.

С начала XIX века высшая школа России растет и начинает превращаться в стройную бюрократическую организацию по подготовке кадров. На протяжении только XIX века четырежды сменяются реформы и контрреформы в высшем образовании. Доступ к высшему образованию давал определенное количество молодых людей, подготовленных для работы, однако, не сумевших найти себя в бюрократической машине Российской империи, ибо кастовая закостенелость препятствовала попаданию туда «свежей крови». В связи с этим они начинали поиск выхода своей умственной энергии, постепенно приходя к мысли о борьбе с существующим строем. К тому же очевидные социальные трудности способствовали тому, что во главе революционного движения в России после отмены крепостного права становятся именно люди, окончившие высшие учебные заведения и, самое главное, располагающие знаниями и информацией по общественным проблемам и развитию экономики.

Особенно в плане оппозиционности к правящему режиму отличались лица, получившие высшее юридическое образование. С чем это связано? Можно предположить, что знание действующих в государстве законов, согласно которым живет общество, способствовало выработке критического отношения к существующей действительности и желание изменить их. Однако, как уже подчеркивалось, доступ в управленческую бюрократию был ограничен сословными преградами.

Дворянство являлось привилегированным сословием светских землевладельцев, высших и средних государственных служащих. Государство не раз принимало меры по ограждению дворянства от притока разночинцев в свои ряды. В 1856 г. повышены классы чинов, дававшие право на личное дворянство (9-й для гражданских), и потомственное дворянство (4-й для гражданских). Награждение орденом Владимира 4-й степени давало право на потомственное дворянство, на гражданской службе это фактически за выслугу не менее 25 лет. Но и это было упразднено в 1900 году. В органах местного самоуправления дворянство также находилось на ведущих постах, первенствующее положение дворянства в земствах упрочилось к концу XIX века.

9-й чин (титулярный советник) мог работать старшим помощником столоначальника в департаментах министерства, вице-консулы, старшие помощники правителей канцелярий гражданских губернаторов, старшие столоначальники а губернских правлениях, старшие учителя в гимназиях, т.е. этот чин соответствовал небольшому начальнику в современном понимании.

4-й чин (действительный статский советник) – это первый генеральский чин, обладатель его являлся директором департамента в министерстве, председателем и прокурором судебных палат, ректором университета, обер-прокурором департаментов Совета, дослужиться до него было делом проблематичным. В 1898 г. – новые ограничения: чин 4 класса стал даваться только после пяти лет пребывания в предыдущем чине и нахождения в должности не ниже 5 класса. В 1900 г. общий стаж службы в классных чинах не менее 20 лет.

При этом, критическая масса, то есть количество лиц, получающих высшее, и особенно юридическое образование, только росло. Для применения их кипучей энергии оставался альтернативный путь, фактически оппозиционный власти – политические партии, общества, союзы, адвокатура, общественная деятельность, создание фактически оппозиции и, как конечная цель, смена правящего режима и доступ самим в управление государством.

К юристам присоединялись и представители торгово-промышленных кругов, получивших высшее экономическое (коммерческое) образование (да и не получившие) и желавших устранить имеющиеся препоны в занятии бизнесом (таможенные, налоговые, сословные). У этой категории людей был их главный капитал – деньги, что позволяло также пробиваться к власти и влиять на экономическую политику, в свою пользу, разумеется. Именно деятельность торгово-промышленной буржуазии привела к созданию в России олигархического капитализма. Не отставали и историки с филологами.

Среди студентов девяти университетов учились представители сословий:
- дети дворян и чиновников – 32,4%
- дети почетных граждан и купцов – 11,5%
- представители духовенства - 7,6%
- мещан – 24,2%
- дети крестьян и казаков – 14,6%
- дети прочих сословий – 4,4%.

Это в университетах. А в вузах другого профиля разночинцев было еще больше.

В данной работе кратко рассмотрим, какие высшие учебные заведения были в Российской империи в указанный период, сколько их было по отраслям, укажем дату создания учебного заведения.

С какими высшими учебными заведениями Россия вошла в XIX век. Со следующими:
1. Московский университет – 1755 (факультеты – историко-филологический, физико-математический, юридический, медицинский)
2. Медико-хирургическая академия – 1798 (Санкт-Петербург)
3. Медико-хирургическая акдемия – 1786 (Москва)
4. Школа математических и навигацких наук – 1701 (Москва)
5. Морское училище – 1701 (Санкт-Петербург)
6. Петербургский горный институт - 1773
7. Петербургская духовная академия - 1721
8. Московская духовная академия – 1775
9. Киевская духовная академия – 1701
10. Казанская духовная академия – 1797
11. Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры – 1764 (Санкт-Петербург)
12. Киево-Могилянская академия – 1632
Это называется скромно и со вкусом. Все потребности империи удовлетворены.

Дореформенный период характеризуется созданием развернутой системы высшего образования, расширением сети высших учебных заведений, формированием структуры управления и его совершенствованием, рождением национального профессорско-преподавательского корпуса.

Образование в период 1800-1861 годы (дореформенный период)

В этот период появились следующие высшие учебные заведения:
1. Казанский университет – 1804 (в т.ч. юридический факультет)
2. Юрьевский университет – 1802 (в т.ч. юридический факультет)
3. Петербургский лесной институт - 1803
4. Демидовский юридический лицей – 1805 (Ярославль)
5. Харьковский университет – 1805 (в т.ч. юридический факультет)
6. Александровский лицей – 1811 (Санкт-Петербург) (в т.ч. юристы)
7. Петербургский университет – 1819 (в т.ч. юридический факультет)
8. Петербургский институт инженеров путей сообщения - 1809
9. Московская практическая академия коммерческих наук – 1810
10. Моримонтский институт сельского хозяйства и лесоводства – 1816 (Лодзь)
11. Лазаревский институт восточных языков – 1815 (Москва)
12. Военная инженерная академия – 1819 (Санкт-Петербург)
13. Главный педагогический институт – 1816 (Санкт-Петербург)
14. Гельсингфорский университет – 1827 (Финляндия) (в т.ч. юристы)
15. Военная артиллерийская академия – 1820 (Санкт-Петербург)
16. Варшавский университет – 1816 (в т.ч. юристы)
17. Варшавский ветеринарный институт – 1840
18. Военная академия Генерального штаба – 1832 (Санкт-Петербург)
19. Московские художественные классы – 1832
20. Киевский университет им. Св.Владимира – 1833 (историки-филологи)
21. Московское техническое училище – 1830
22. Нежинский историко-филологический институт – 1820
23. Учебное отделение восточных языков МИД – 1818 (Санкт-Петербург)
24. Петербургский технологический институт – 1828
25. Училище правоведения – 1832 (Санкт-Петербург)
26. Московское высшее художественно-промышленное училище – 1825
27. Юрьевский ветеринарный институт – 1848
28. Харьковский ветеринарный институт – 1850
29. Институт гражданских инженеров – 1842 (Санкт-Петербург)

Кроме того в указанный период было создано семь высших учебных заведений, которые к началу реформы прекратили свое существование. Профиль высших учебных заведений расширился, потребность в кадрах николаевской России удовлетворялась. Из названных вузов частными были три учебных заведения художественного и коммерческого профиля.

Важнейшие реформы второй половины XIX века открыли стране путь буржуазного развития. Среди этих реформ не последнее место занимала университетская. Высшее образование, работающее на потребность нужд государственной бюрократии должна была эволюционировать в буржуазное, работающее на потребность рынка общества. Сословное, элитарное высшее образование, таким образом, превращалось во всесословное, соответствующее потребностям общества. Возникала возможность создания частных учебных заведений. Государство теряло контроль над количеством учебных заведений, размывалась потребность общества на количество специалистов.

В период реформы и позднее (1861-1900 гг.) были созданы учебные заведения:
1. Петербургский историко-филологический институт – 1867
2. Петербургский археологический институт – 1877
3. Томский университет – 1888 (в т.ч. юридический факультет)
4. Одесский университет – 1865 (в т.ч. юридический факультет)
5. Военно-юридическая академия – 1867 (Санкт-Петербург)
6. Восточный институт – 1899 (Владивосток) (иностранные языки)
7. Армяно-Грегорианская духовная академия – 1874
8. Лицей цесаревича Николая – 1868 (Москва)(в т.ч. юристы)
9. Петербургская консерватория - 1862
10. Московская консерватория – 1866
11. Московское музыкально-драматическое училище – 1878
12. Петербургские педагогические курсы – 1872
13. Московские педагогические курсы им. Д.И.Тихомирова – 1872
14. Киевские высшие женские курсы – 1872 (в т.ч. юристы)
15. Казанские высшие женские курсы – 1872
16. Московские высшие женские курсы – 1872
17. Петербургские высшие женские курсы – 1878 (в т.ч. юристы)
18. Варшавский политехнический институт – 1898
19. Киевский политехнический институт – 1898
20. Петербургский политехнический институт – 1898
21. Рижский политехнический институт – 1862
22. Харьковский технологический институт – 1885
23. Томский технологический институт – 1896
24. Екатеринославский горный институт – 1899
25. Московский институт инженеров путей сообщения – 1896
26. Петербургский электротехнический институт – 1868
27. Петербургское центральное училище технического рисования – 1876
28. Московский сельскохозяйственный институт – 1865
29. Институт сельского хозяйства и лесоводства – 1861 (Польша)
30. Высшие мужские курсы по виноделию – 1888 (Ялта)
31. Константиновский межевой институт – 1860 (Москва)
32. Петербургский земледельческий институт – 1864 (до 1880)
33. Петербургский женский медицинский институт – 1897
34. Казанский ветеринарный институт – 1873
35. Морская академия – 1877 (Санкт-Петербург)
36. Морское инженерное училище – 1894 (Кронштадт)

Таким образом, к 29 имеющимся учебным заведениям добавились еще 36, что соответствовало направлениям деятельности общества. Появились учебные заведения для женщин, при этом можно было получать образование в области истории, филологии, математики, физики, юриспруденции, коммерции, экономики, медицины, учительства

Тем не менее государство зорко следило за системой высшего образования, понимая, что несет в себе большое количество выпускников, не нашедших применение своим запросам и требованиям. В среду среднего чиновничества запускать людей с нелояльными взглядами было опасно.

И еще важный вопрос – россияне, обучающиеся в зарубежных высших учебных заведениях. Там контроль за их действиями, изучаемыми предметами не осуществлялся.

Мощным средством преодоления монополии государства в сфере высшего образования явилось возникновение в начале XX века феномена неправительственной высшей школы. В вольных высших учебных заведениях люди учились, не рассчитывая на получение дипломов об их окончании, а значит, не претендуя на право занимать должности в государственном аппарате. Однако, от этого их знания не становились хуже, чем в государственных, но недовольство только увеличивалось. Преподавательскую деятельность в этих вузах вели, как правило, те же преподаватели, что и в государственных учебных заведениях. При этом, если в 1905 г. количество таких учебных заведений было 14, то к 1917 г. – 59. Они отличались большим демократизмом в приеме слушателей, построения учебных программ и планов, выбора методов и методик обучения и самообучения, они же были и, даже не желая этого, рассадником антигосударственных тенденций.

Учебные заведения, созданные в 1900-1917 годы
1. Варшавские высшие женские курсы – 1909 (в т.ч. юристы)
2. Екатеринославские высшие женские курсы – 1916
3. Киевские высшие женские историко-филологические курсы – 1909
4. Киевские женские общеобразовательные курсы – 1905
5. Киевские частные общеобразовательные вечерние женские курсы – 1905
6. Одесские высшие женские курсы - 1909
7. Киевский женский фребелевский институт – 1907
8. Московские высшие женские историко-флололог. и юридич. курсы – 1906
9. Петербургские высшие женские историко-литерат. и юридич. курсы – 1906
10. Петербургские высшие женские курсы проф. П.Ф.Лесгафта – 1905
11. Петербургские историко-филолог.и юрид. курсы М.Н.Стоюниной – 1906
12. Петербургские курсы Гарднера – 1906
13. Петербургские курсы Черняева – 1902
14. Петербургские педагогические курсы – 1910
15. Петербургская академия педагогических наук - 1907
16. Петербургские юридические курсы при Тенишевском училище – 1906
17. Петербургские женские строительные курсы – 1904
18. Петербургские частные женские естественнонаучные курсы – 1905
19. Петербургские женские курсы высших архитектурных знаний – 1906
20. Сибирские высшие женские курсы – 1910 (Томск)
21. Тифлисские высшие женские курсы – 1909
22. Харьковские высшие женские курсы – 1907
23. Юрьевские высшие женские курсы – 1909
24. Новочеркасские высшие женские курсы Донского общества - 1906
25. Варшавские историко-литературные женские курсы – 1906
26. Высшие женские богословско-педагогические курсы - 1914
27. Московские женские технико-строительные курсы – 1901
28. Московский городской народный университет им. А.Л.Шанявского – 1908
29. Московский педагогический институт им. П.Г.Шелапутина – 1911
30. Московский частный юридический институт – 1915
31. Нижегородский городской народный университет – 1916
32. Новороссийский высший международный институт – 1914 (Одесса)
33. Оренбургские высшие курсы – 1906 (в т.ч. юристы)
34. Пермский университет – 1916 (в т.ч. юридический факультет)
35. Ростовдонский университет – 1915
36. Саратовский университет - 1909
37. Петербургские высшие юридические курсы Е.И.Песковой – 1906
38. Петербургский женский педагогический институт – 1903
39. Петербургский женский политехнический институт – 1906
40. Петербургский институт истории искусств – 1912
41. Рижские общеобразовательные женские курсы – 1906
42. Психоневрологический институт – 1907 (Санкт-Петербург)
43. Военная интендантская академия – 1900
44. Курсы востоковедения – 1907 (Санкт-Петербург)
45. Московский археологический институт – 1907
46. Саратовская консерватория – 1912
47. Киевская консерватория - 1913
48. Одесская консерватория - 1913
49. Тифлисская консерватория – 1917
50. Томский городской народный университет – 1915
51. Харьковские высшие общеобразовательные курсы – 1909
52. Симферопольские практические общеобразовательные курсы - 1906
53. Женский городской медицинский институт – 1916 (Ростов-на-Дону)
54. Киевский женский медицинский институт – 1916
55. Московский женский медицинский институт – 1909
56. Одесские высшие женские медицинские курсы – 1910
57. Саратовские высшие женские курсы санитарного общества – 1915
58. Харьковский женский медицинский институт – 1909
59. Юрьевские частные университетск. курсы ест.и медицинск. наук-1908
60. Вологодский женский молочно-хозяйственный институт – 1911
61. Воронежский сельскохозяйственный институт – 1912
62. Московские высшие женские сельскохозяйственные курсы – 1908
63. Новочерскасские высшие женские сельскохозяйственные курсы – 1916
64. Петербургские женские сельскохозяйственные курсы – 1904
65. Петербургские сельскохозяйственные курсы – 1906
66. Саратовские высшие сельскохозяйственные курсы – 1913
67. Харьковские высшие сельскохозяйственные курсы – 1912
68. Донской политехнический институт – 1907 (Новочеркасск)
69. Екатеринославский частный политехнический институт – 1916
70. Московский женский политехнический институт – 1916
71. Московские электротехнические курсы – 1910
72. Киевский коммерческий институт – 1906
73. Московский коммерческий институт – 1906
74. Одесские высшие коммерческие курсы – 1907
75. Петербургские высшие коммерческие курсы – 1906
76. Петербургские высшие коммерческие курсы – 1907
77. Петербургские высшие для подготовки торговых агентов курсы – 1906
78. Петербургские высшие торгово-промышленные курсы – 1908
79. Петербургские высшие торгово-промышленные курсы – 1911
80. Петербургский институт высших коммерческих знаний – 1906
81. Харьковские высшие коммерческие курсы – 1911
82. Харьковский коммерческий институт – 1912
83. Юрьевские высшие коммерческие курсы – 1910
84. Петроградские высшие географические курсы – 1916
85. Практическая восточная академия Общества востоковедения – 1910

Обилие вузов с начала века, а особенно после 1905 г. Контроль властей за учебным процессом и поведением студентов почти потерян.

1. Кто мог поступать в высшие учебные заведения:
1.1. окончившие гимназии могли поступать во все вузы;
1.2. окончившие 7-й класс реального училища могли поступать в технические и коммерческие учебные заведения;
1.3. окончившие 8-й класс коммерческого училища также могли поступать в технические и коммерческие учебные заведения

С 1905 по 1913 годы окончили гимназии 70 тысяч человек.

В 1913-1914 учебном году были студентами:
- университетов – 35,7 тысяч человек
- технических вызов – 9,7 тысяч человек
- торговых и промышленных вузов – 17,6 тысяч человек

К 1917 году в России имелось 124 вуза, из них 65 государственных и 59 неправительственных.

В 1914 году было выпущено из всех высших учебных заведений 12.200 человек. Общее число профессоров и преподавателей на этот год составляло 6.658 человек.

Высшие учебные заведения были в 27 городах империи. Впереди планеты всей были Санкт-Петербург (38 государственных и частных) и Москва (20 государственных и частных), Киев (8 вузов), Харьков (7), Саратов (6).

Вернемся еще раз к нашим любимым юристам. Возможность получения данного образования было широко представлено среди вузов. Но главное – это университеты, достаточно посмотреть на распределение студентов десяти университетов по факультетам:
- на юридических факультетах училось 44%
- на медицинских – 29%
- на физико-математических – 23%
- на историко-филологических и восточных языков – 4%

Количество студентов по 9-ти университетам:
1850 г. – 3.018 человек
1880 г. – 8.283 человека
1885 г. – 12.939 человек
1890 г. – 12.495 человек
1903 г. – 18.766 человек
1907 г. – 32.748 человек
1911 г. – 38.192 человека

Еще раз отметим, что именно юридическое и историко-филологическое образование предполагало знание широкого спектра общественно-политических проблем. Выпускники вузов другого профиля занимались сугубо прикладными проблемами: врачи лечили, инженеры работали на производстве, коммерсанты торговали или также трудились на предприятиях, лица, окончившие сельхозинституты занимались агропроблемами, путейцы трудились на железнодорожном поприще, учителя занимались своими питомцами, богословские вузы готовили специалистов по своему направлению, многие занимались научной работой.

Видимо, для политической деятельности больше подходили юристы и историки. По известной причине: одни знали что было, что есть и, возможно, что будет. Другие слишком хорошо знали право и обладали желанием его усовершенствовать. Благо, жизнь общества и народа в целом не отвечала многим нормам хорошей и даже нормальной жизни. Историки знают, к чему приводят нарушения в жизни общества.

Именно после революции 1905 г. наметился прорыв в области влияния на политику государства, царизм начал отступать, а это сигнал для уже созданных партий, что можно продолжить наступление в сторону захвата власти или, для начала, внедрение во власть и влияние на власть.

Политические партии создаются для захвата власти, желательно для мирного захвата. Сейчас они по отношению к власти или правящей партии изящно называются оппозицией. Если партия не хочет захватить власть, то это общественная или благотворительная организация.

Одной из крупнейших партий дореволюционной России была созданная в октябре 1905 года Конституционно-демократическая партия. Как указывалось при ее создании, намерение партии было понятное и ясное – стать вождем общенациональной оппозиции и создать «правовое государство» и, уж если захватывать власть, то цивилизованным путем, без крови (демократическим).
Посмотрев на отцов-основателей партии по их образованию, увидим следующее:
Вернадский В.И. – физико-математический факультет Петербургского университета
Винавер М.М. – юридический факультет Варшавского университета
Гессен И.В. – юридический факультет Петербургского университета (экстерном)
Долгоруков Петр Д. – историко-филологический факультет Московского университ.
Долгоруков Павел Д. – физико-математический факультет Московского университета
Каблуков Н.А. – юридический факультет Московского университета
Кокошкин Ф.Ф. – юридический факультет Московского университета
Колюбакин А.М. – Константиновское военное училище
Корнилов А.А. – юридический факультет Петербургского университета
Котляревский С.А. – историко-филологический факультет Московского университета и юридический факультет Московского университета (экстерн.)
Лучицкий И.В. – историко-филологический факультет Киевского университета
Львов Н.Н. – юридический факультет Московского университета
Маклаков В.А. – историко-филологический факультет Московского университета
Муромцев С.А. – юридический факультет Московского университета
Набоков В.Д. – юридический факультет Петербургского университета
Петрункевич И.И. – юридический факультет Петербургского университета
Сабашников М.В. – физико-математический факультет Московского университета
Шаховской Д.И. – юридический факультет Петербургского университета
Щепкин Е.Н. – историко-филологический факультет Московского университета
Якушкин В.Е. – историко-филологический факультет Московского университета

Подавляющее большинство именно из категории юристов и историков. Еще одна общая особенность для указанных лиц. Все они либо никогда не были на государственной службе, либо служили очень короткое время (5-6 лет). Хотя, среди них были и представители правящего класса. Судьбы их сложились по-разному, но власть в России им захватить не удалось.

Как сказал один известный юрист прошлого века, государству надо пристальнее смотреть за количеством и качеством высших учебных заведений, не создавать искусственных препятствий для работы и продвижению по службе желающих добросовестно трудиться, привлекать их для созидательной деятельности, а не ждать, когда они сами начнут искать применение своим знаниям и энергии.

Hosted by uCoz